Как это сделано, как это работает, как это устроено. Как это сделано, как это работает, как это устроено История производства и создания

Среди них есть самолет Лет Л-410. Это универсальное воздушное судно с двумя двигателями. Он используется на коротких дистанциях. В салоне насчитывается всего 19 мест. Его разработали на чешском заводе Let.

Тurbolet Let L-410 — это полное название данного самолета. Он удобен тем, что его можно посадить на самые разные виды площадок и взлетно-посадочных полос — грунтовых, снежных или не очень длинных. Его эксплуатируют на военных и гражданских перевозках.

В 60х годах прошлого века в СССР обсуждалось создание нового типа самолетов, которые бы использовались на внутренних и коротких маршрутах. Первые разработки начались в ОКБ Бериева. Так появился тип Бе-30 . Одновременно такую модель начали проектировать в Чешской ССР.

Самолет должен был быть экономичным, поэтому рассматривали использование именно турбовинтовых двигателей, а не реактивных.

В 1969 году начались первые испытания чешских воздушных судов. На них использовались американские двигатели. Уже к концу 60х годов было произведен 31 самолет.

В 1974 году был представлен Л-410М с чешскими двигателями. Пять лет спустя выпустили новую, улучшенную модификацию этого самолета — Л-410UVP. Он отличался от предыдущих удлиненным фюзеляжем, большими крыльями, вертикального оперения.

Он прошел сертификацию в СССР и стал эксплуатироваться

Были произведены и другие модификации этой модели. У них были улучшены взлетно-посадочные характеристики и уменьшен шум в кабине.

Кабина пилотов в Let L-410.

Сейчас их используют в летных училища для обучения , готовящихся к дальним перелетам или военной транспортировки.

После распада Советского Союза предпринимались попытки для того, чтобы восстановить работу завода Лет. Спрос на Л-410 упал, а производство было замедлено. Популярность этой модели снизилась и потому, что росло количество с ее участием. Всего 106 машин было утеряно таким образом с общим количеством жертв в 406 человек.

В 2013 году “Уральская горно-металлургическая компания” купила полный пакет акций завода, поэтому три года спустя решили снова выпускать это воздушное судно.

Технические характеристики самолета Л-410

Его аэродинамическая схема является классической . Это высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями. Хвостовое оперение у него однокилевое.

Фото самолета Let L-410 вы можете увидеть ниже.

Длина Л-410 достигает 14,4 метра. Размах крыльев — 20 м. Высота самолета — 8 м. Его максимальный взлетный вес — 6 600 кг , а посадочный — 6 400 кг. Вес пустого воздушного судна — 4 150 кг.

Он может летать на маршруты дальностью до 1 540 км , а с максимальной нагрузкой — до 1 040 км. Его крейсерская скорость — 310 км/ч , а максимальная — 400 км/ч.

Л-410 управляют два пилота. В салон могут уместиться от 15 до 19 (точное количество зависит от модификации).

Модификации Л-410

Одним из таких типов является L-410UVP. Последние три буквы обозначают одну из характеристик самолета Л-410 этой модификации — “укороченная взлет-посадка”. Это ближнемагистральный самолет. Он взмыл в небо в 1976 году первый раз. На нем была установлена авионика советско-чешского производства.

Вторая распространенная модель — L-410NG. У него установлены интегральные крыльевые баки. Это позволило увеличить емкость топливной системы, что в свою очередь повлияло на дальность перелетов.

Двигатели развивают больше мощности, а кабина пилотов оборудована авионикой по новым стандартам. Объем переднего отсека для багажа также был увеличен.

К 2017 году эту модификацию снова хотят запустить в массовое производство.

L-410 (фото расположены ниже) - это одна из пассажирских моделей самолётов, разработанных чехословацкой компанией Let. Авиалайнер предназначен для осуществления перевозок людей, грузов и почты на короткие дистанции. В своей категории превосходит в ряде показателей множество аналогов и считается одной из самых лучших.

Краткая история

Работы по проектированию под названием L-410 были начаты в 1966 году в чехословацком городе Куновице. Уже через три года после этого в небо поднялся экспериментальный образец модели. Тогда она комплектовалась двигателями Pratt & Whitney PT6A-27. На протяжении дальнейших нескольких лет конструкторы существенно доработали и усовершенствовали самолёт. Ключевым нововведением стали новые моторы Czech Walter M601, что были разработаны специально для него на заводе авиапредприятия в 1973 году. Позже инженеры компании создали ряд модификаций самолёта L-410. Модель быстро стала популярной, а отдельные её экземпляры повились на всех континентах.

В начале девяностых годов прошлого века для предприятия начался настоящий кризис: заказов на новые лайнеры практически не было. Ситуация кардинально поменялась лишь в 2008 году, когда 51 процент его акций был приобретён российской компанией «УГМК» (еще пять лет спустя она выкупила оставшуюся часть). Новым собственникам завода удалось существенно расширить портфель заказов и сделать модель действительно востребованной на рынке. Как результат, за это время было построено несколько десятков экземпляров авиалайнеров из линейки и продано различным заказчикам из Украины, Бразилии, Болгарии и Словакии. Значительная их доля ушла и отечественным потребителям.

Сейчас в мире насчитывается чуть более 400 самолётов этой линейки различных модификаций. Согласно подсчётам экспертов, только для российского рынка потребность в этих авиалайнерах на сегодняшний день составляет около ста экземпляров. Работы по модернизации модели не заканчиваются и в настоящее время. Что касается стоимости L-410, то цена самолёта стартует с отметки в 2,4 миллиона евро.

Общее описание и характеристики

В основу легла аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана. Модель имеет фюзеляж круглого сечения типа "полумонокок" и цельнометаллическую конструкцию. Самолет оборудован трёхопорным убирающимся шасси с носовой стойкой. Что касается крыльев, то они являются прямыми и трапециевидными в плане. Модель собирается чешским предприятием по полному циклу. Другими словами, здесь оборудованы линии для производства и сборки всех элементов и узлов, начиная от проведения поверхностной обработки материалов и заканчивая испытаниями в собственном аэропорту.

Серийная версия авиалайнера, которая пользуется большой популярностью в наше время, оснащена двумя турбовинтовыми силовыми установками GE H80-200. Максимальная дальность полёта модели составляет чуть более 1,5 тысячи километров, в то время как наибольшая продолжительность полёта - около пяти часов. Самолет способен одновременно перевозить на борту 19 пассажиров, без учёта членов экипажа.

Ключевые преимущества

Теперь несколько слов об основных преимуществах, которыми может похвастаться авиалайнер Let L-410. Отзывы специалистов в этой сфере свидетельствуют о том, что основным из них можно назвать наименьшие эксплуатационные затраты во всей категории. Кроме этого, самолет надёжен и вынослив даже в экстремальных условиях. Двигатели модели отличаются уникальными тяговыми характеристиками, что поддерживаются при довольно низком давлении и высокой температуре. Помимо всего прочего, это воздушное судно имеет наиболее просторный салон в своей категории, вместительный багажный отсек и отличные параметры в плане безопасности, что позволяет обеспечить пассажирам высокий уровень комфорта. Нельзя не отметить и тот факт, что используемое здесь оборудование является весьма вариабельным для установки дополнительных опций. Благодаря своему уникальному шасси судно способно осуществлять взлёт и посадку даже на коротких, травянистых и пропитанных влагой полосах.

Эксплуатация

В настоящее время модель L-410 успешно эксплуатируется на территории более чем пятидесяти государств, расположенных на пяти континентах. За всё время производства самолета в общей сложности было собрано около 1100 его экземпляров. Наибольшей популярностью он пользуется на территории стран бывшего Советского Союза. По состоянию на сегодняшний день чешский авиазавод выпускает модификацию UVP E20, которая считается самой современной и продвинутой в линейке.

Зачастую самолёты Let L-410 эксплуатируются авиакомпаниями, которые предоставляют услуги авиатакси. Кроме этого, модель весьма популярна во многих мировых правительственных агентствах. Нельзя не отметить и тот факт, что завод-производитель всегда своевременно предоставляет своим клиентам всю необходимую сервисную поддержку. Самолет также выпускается в десантной, амбулаторной, медицинской, грузовой и представительской версиях.

Объём салона L-410 составляет 632 кубических фута. Благодаря этому даже в его стандартном варианте пассажирам обеспечен довольно высокий уровень комфорта. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что нередко его интерьер дорабатывается и дополнительно оборудуется с целью дальнейшего применения в виде корпоративного либо частного самолета, где есть всё необходимое для отдыха и работы.

Полёты в экстремальных условиях

Как уже было отмечено выше, самолет L-410 довольно успешно и безопасно может эксплуатироваться даже в сложных погодных условиях. Согласно техническому паспорту, этот авиалайнер рассчитан на работу при температурах от -50 до +50 градусов. Таким образом, благодаря уникальному дизайну и сверхпрочному фюзеляжу, модель активно используется как в раскалённом зное африканских и латиноамериканских пустынь, так и в самых холодных уголках планеты.

Сертификация

Самолет L-410 был сертифицирован и получил соответствующие типовые свидетельства во многих государствах, среди которых Чешская Республика, Россия, Германия, Аргентина, Филиппины, Австралия, Бразилия и другие. После того как было учреждено Европейское авиационное агентство безопасности, модель получила свидетельство EASA, действие которого распространяется на все Помимо этого, эксплуатация данного воздушного судна разрешена во многих других государствах планеты.

Цельнометаллический высокоплан Л 410, выпускаемый серийно, оснащен двумя турбовинтовыми двигателями GE H80-200 и предназначен для перевозки 19 пассажиров, груза или для специфических целей. Самолеты семейства Л 410 эксплуатируются в более чем 50 странах на пяти континентах, причем большая часть была поставлена в Россию, также в Африку, Юго-Восточную Азию, Южную Америку и Европу. До сегодняшнего дня выпущено более 1 300 самолетов. В настоящее время производится модель Л 410 UVP E20, которая является наиболее продвинутой версией предыдущей серии самолетов Л 410, известна своими выдающимися свойствами и имеет ряд преимуществ:

  • Минимальные расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание в своей категории
  • Непревзойденная выносливость и проверенная надежность в экстремальных условиях
  • Надежность эксплуатации на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах (STOL) и в экстремальных погодных условиях
  • Уникальные тяговые качества двигателя при высоких температурах и низком давлении
  • Универсальность и комфорт для пассажиров
  • Вариабельность оборудования с установкой специальных опций
  • Превосходные параметры безопасности
  • Большое багажное отделение
  • Имеет самую просторную кабину для пассажиров в своей категории


Основные характеристики самолета после ремоторизации двигателя на GE H80-200:

  • Увеличение дальности полета на 1 520 км (820 NM)
  • Увеличение мощности при эксплуатации в экстремальных условиях и высокогорных районах, максимальная мощность сохранится до 36°C
  • Снижение расхода топлива
  • Уменьшение взлетной дистанции на 503 м
  • Увеличение продолжительности полета до 5,1 ч.

Самолеты Л 410 выпускаются более 40 лет, и их безопасность действительно превосходна. Владельцы и перевозчики из различных регионов Европы, Азии, Африки и Америки в наших самолетах ценят отличные тяговые качества двигателя при высоких температурах и низком давлении воздуха, а также исключительные способности короткого взлета и посадки (STOL).

Особенно ценится их массивная и прочная конструкция и способность эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях в диапазоне температур от -50°C до +50°C. Прочный фюзеляж самолета и уникальный дизайн предоставляют широкие возможности для его эксплуататции как в раскаленном зное пустынь Африки и Латинской Америки, так и в самых холодных областях мира.

Самолеты Л 410 чувствуют себя как дома как при эксплуатации в пустыне Сахара, так и в сибирской тундре. Самолеты уже доказали надежность в эксплуатации в исключительно широком диапазоне климатических условий, от пыльных и сухих африканских саванн до дождевых девственных лесов Латинской Америки, а также при взлете с высоты «на уровне моря» или в жарких высокогорных областях. Самолеты уже успешно эксплуатируются во многих странах и регионах всего мира.

Со своим уникальным шасси самолет может эксплуатироваться где угодно, причем ему нужно всего лишь несколько метров полосы с минимальной прочностью 6 кг/см2 (85 фунт/дюйм2), т.е. он может совершать посадку и взлет также с пропитанных влагой коротких травянистых взлетно-посадочных полос.

Самолет Л 410 UVP-E20 сертифицирован на основании FAR 23 (Поправка 41) в своей категории и получил типовые свидетельства в Чешской Республике, Дании, Германии, Швеции, Индонезии, на Филиппинах, в Австралии, Аргентине, Бразилии, России, Кубе и Чили. После учреждения Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) самолет получил полное типовое свидетельство EASA а также FAA (Федеральное управление гражданской авиации США). Самолет был также разрешен к эксплуатации во многих других стран, таких как Алжир, Южно-Африканская Республика, Кения, Танзания, Уганда, Тунис, Колумбия, Венесуэла, Южная Корея, Индия и т.д.

Самолет L 420, представляющий собой FAA сертифицированный вариант модели Л 410 UVP-E20, сертифицирован на основе директив FAR 23 (Поправка 41) и получил типовые свидетельства в Чешской Республике, США, Австралии и Индонезии, а также полное типовое свидетельство EASA.

В целях обеспечения исключительной безопасности полетов и максимального удовлетворения требований заказчиков компания «LET» всегда обращала особое внимание на постоянное развитие, качество продукции и на послепродажную поддержку продукции.

Все настоящие потребители удовлетворены исключительной надежностью, с которой самолет может быть подготовлен к отправке, потрясающим комфортом для пассажиров и эффективностью затрат, а также способностью завода-производителя обеспечить и своевременно предоставить полную сервисную поддержку.

Самолеты Л 410 используются компаниями, эксплуатирующими авиалинии и авиатакси, а также множеством правительственных агентств во всем мире.

Широкий овальный фюзеляж с салоном объемом 17.9 м3 (632 куб. футов) предоставляет наивысший уровень комфорта для пассажиров в стандартном варианте малого пассажирского самолета, а также обеспечивает максимальную универсальность и применение самолета для множества иных целей и специальных миссий. Самолёт может выпускаться в таких версиях как представительская, грузовая, скорой медицинской помощи, амбулатория, десантная, фотограмметрическая, морской патруль и наблюдение и пр.

Самолет Л 410 - это идеальное техническое и наилучшее экономическое решение для авиаперевозок пассажиров и грузов на короткие расстояния, а также идеальная авиабаза для множества иных специальных миссий, таких как VIP версия, авиаамбулатория, патрулирование и наблюдение, фотограмметрия, десантирование и т.п.




Самолета Л 410 представляют идеальное соединение первоклассных технических параметров и экономическую эксплуатацию для перевозки пассажиров и товаров на короткие и средне-длинные расстояния.

Первый самолет L-410 был создан в 60-х годах прошлого столетия чехословацкими производителями по заказу СССР. Именно Советский Союз был основным заказчиком такого вида воздушного транспорта, однако, эта модель заинтересовала компании и из других стран:

  • Польши и Литвы;
  • Болгарии и Венгрии;
  • Бразилии.

Ведь преимущества самолета можно было оценить даже невооруженным взглядом:

  1. Легкость и маневренность.
  2. Умение приземляться на обычной земле.
  3. Достаточная грузоподъемность и комфортабельность.

Именно такими характеристиками обладал новый лайнер. Фото салона самолета Л-410 можно посмотреть на нашем интернет-ресурсе.

Самолет L-410

Первая модель самолета Л-410, как было ранее отмечено, была создана в конце 60-х годов. Основная цель нового воздушного транспорта – осуществлять короткие авиаперелеты. Вместительность салона должна была быть такой, чтобы в нем могли разместиться до 20-ти человек, а обслуживать самолет должен был авиалинии протяженностью до 650 км.

Чехословацкий производитель успешно справился с поставленной перед ним задачей, новая модель транспортного воздушного средства оказалась не только надежной и неприхотливой, но и многоцелевой, что, собственно говоря, и требовал заказчик.

Получив в свое распоряжение новый вид воздушного транспорта, лайнер стали использовать для:

  • пассажирских и грузовых перевозок;
  • для транспортировки корреспонденции;
  • для перевозки больных;
  • для проведения различных научных исследований.

Новая модель воздушного транспорта ценилась не только за маневренность, но и за умение взлетать и садиться в местах, где не имелось взлетно-посадочной полосы, что было крайне важно при транспортировке больных или при проведении научных исследований.

Первая модель, получившая название Л-410, поднялась в небо в конце 60-х годов, однако, как заметили производители, двигатель воздушного транспорта был недостаточной мощности. Поэтому было решено внести несколько изменений в производственный процесс, в частности они коснулись двигателя. Так, к середине 70-х были запущены в серию модернизированные Л-410 с более мощным двигателем, 5 из которых и были переданы в Советский Союз.

Основной заказчик был удовлетворен своим заказом и продолжил сотрудничество с производителем, а первый воздушный транспорт купила самая известная в те времена компания «Аэрофлот». Можно посмотреть фото самолета Let L-410 на сайте. К началу 80-х Советский Союз приобрел более 100 моделей самолетов Л-410, и не собирался прекращать сотрудничество.

Салон самолета L-410

Разновидность моделей самолетов Л-410

Чехословацкий производитель не останавливался на своих достижениях, постоянно создавая все более усовершенствованные модели лайнеров. Было налажено производство следующих моделей:

  • L 410 UVP;
  • L 410 A;
  • L 410 AS;
  • L 410 M.

Модель L 410 UVP была также разработана по просьбе советского заказчика, самолет отличался от своих аналогов увеличенной длиной крыла и фюзеляжем, а также оперением, изготовленным в вертикальном исполнении. Такая модернизация позволила взлетать и садиться лайнеру на еще меньшей дистанции, что и являлось основным требованием заказчика.

Спрос на воздушный транспорт от чехословацкого производителя, конечно, спал после распада СССР, но спасти ситуацию помогла «Уральская горно-металлургическая компания», которая 8 лет назад выкупила более 50% акций у первого производителя. В настоящее время партнеры планируют увеличить выпуск самолетов, улучшают производственный процесс, закупают новое современное оборудование.

Характеристики воздушного транспорта

Технические характеристики самолета Л-410:

  • до 14,42 м – длина воздушного транспорта;
  • до 20 м – размах крыльев самолета;
  • 35 м 2 – занимает площадь крыла;
  • 5,83 м – высота самолета;
  • 4 тонны – вес пустого транспорта;
  • до 6,6 тонн – максимальная масса, допустимая при взлете;
  • 750 л.с. на 2 – мощность двигателей;
  • 335 км/ч – максимальная скорость;
  • до 1500 км – составляет дальность полета воздушного транспорта.

Емкость топливных баков рассчитана на 1680 литров, максимальный запас топлива составляет 1300 кг. Если самолет будет максимально загружен, он сможет преодолеть расстояние в 1000 км, а для максимального разбега ему потребуется всего лишь 850 метров.

Для экипажа предусмотрено два места, пассажирских кресел в салоне имеется 19 штук, ширина составляет 1.9 метра. Фото самолета Л-410 поможет более подробно ознакомиться с салоном воздушного транспортного средства.

Самолет L-410 в небе

Что еще нужно знать?

Подведя итог, можно сказать, что лайнер Л-410 надежный, неприхотливый и маневренный вид воздушного транспортного средства, у которого сокращена дистанция как для взлета, так и для посадки. Удобно эксплуатировать транспорт в таких условиях, где затрудняется взлет и посадка транспорта. Благодаря достаточному запасу прочности, который был вложен производителями, самолет с легкостью может садиться и взлетать с неподготовленных и даже с грунтовых площадок. В просторном салоне, оснащенном большими иллюминаторами, хорошая звукоизоляция, кресла для пассажиров расположены в положении 1+2.

Данная модель способна преодолеть около 1300 км, перевозя при этом 19 пассажиров , а качественные шасси, изготовленные по особому методу, позволяют садиться самолету даже на влажном травянистом грунте. Лайнер хорошо себя показал при эксплуатации в суровых климатических условиях, отличные тяговые характеристики двигателя позволяют использовать самолет как при высоких температурных показателях, так и при очень низком атмосферном давлении.

Отменные параметры безопасности позволяют безопасно перевозить пассажиров, доставлять груз в целостности и без повреждений. На протяжении всей истории своего существования лайнер постоянно модернизировался производителем, в настоящее время выпуск самолетов продолжается.

Совместными усилиями производители планируют в ближайшие годы создать более усовершенствованные модели, двигатели которых имеют повышенную мощность, площадь багажного отделения увеличится, кабина пилотов будет оснащена самым последним оборудованием, включая и авионику.

Вконтакте

Экипаж выполнял заказной рейс по заявке Заполярной ГРЭ (п. Куйга) по маршруту Батагай – Маган – Ленск – Киренск – Иркутск. На борту находилось два служебных пассажира. Груза, кроме личных вещей экипажа и пассажиров общим весом около 400 кг, на борту не было.
После прибытия в а/п Киренск в 12:37 мск рабочее время экипажа составило 11 часов 45 мин., в том числе налёт – 6 часов 17 мин. Экипаж, в нарушение установленного инструкцией времени продолжительности работы летного экипажа, принял решение следовать в Иркутск. Затем, при получении информации о закрытии а/п Иркутск в связи с ремонтом ВПП, экипаж вылет отложил и был направлен диспетчером АДП в профилакторий. В профилактории появление экипажа не зафиксировано. После открытия а/п Иркутск, штурманский контроль экипажа, при отсутствии находящегося в отпуске дежурного штурмана, осуществлял диспетчер АДП, не имеющий подготовки для этого контроля.
Пройдя в 14:50 метеоконсультацию, в 15:06, в нарушение нормы рабочего времени, экипаж вылетел из Киренска в Иркутск.
При установлении связи с диспетчером подхода аэропорта Иркутск экипаж не доложил о приеме информации аэронавигационной службы (АТИС), а диспетчер не потребовал от экипажа прослушать ее и доложить об этом. Диспетчер подхода дал указание выполнять снижение с 3000 м до 2100 м. После пролета ДПРМ борт был передан под управление диспетчеру круга, который также не потребовал доклада о получении информации АТИС, а экипаж не доложил о приеме этой информации и о выбранной системе захода. Диспетчер круга дал указание снижаться до эшелона перехода 1 800 м. Снижение проходило в простых метеоусловиях ночью.
На эшелоне перехода, в нарушение требований НПП ГА–85, экипаж не произвел установку давления на барометрических высотомерах на давление аэродрома (710 мм рт.ст.) и не доложил об установке давления аэродрома диспетчеру. В свою очередь, диспетчер круга, не получив доклада, не потребовал от экипажа подтвердить установку давления.
В результате показания высотомеров, на которых осталось установлено стандартное давление 760 мм рт.ст., отличались от истинной высоты на 510 м. По команде диспетчера круга экипаж продолжил снижение до 900 м (по показаниям высотомеров, истинная высота 390 м), выполнил третий разворот, занял 700 м (190 м истинной высоты) и продолжил полет к четвертому развороту. После доклада экипажа «235, на четвертом, 700 м» диспетчер дал указание переходить на связь с диспетчером посадки. Подтвердить команду и окончание связи экипаж не успел. Через 2 секунды, в 17:18:10, самолет задел верхушки деревьев высотой 25-35 м, находящихся на отметке 163 м возвышенности с относительным превышением над аэродромом 190 м (превышение порога ВПП аэродрома над уровнем моря – 510 м). Экипаж дал двигателям взлетный режим, но через 114 м произошло лобовое столкновение со стволом дерева диаметром 35 см (в месте удара). Самолет, снижаясь по прямолинейной траектории и продолжая сталкиваться с большими деревьями (диаметры стволов 85-90 см в комле, высота до 35 м), остановился в 312 м от места первого столкновения с препятствиями, разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 21 км от аэропорта с азимутом 122° в районе четвертого разворота с МКпос=297° (52°09’30” СШ, 104°39’40” ВД).
На момент катастрофы продолжительность работы экипажа составляла 15 часов 26 минут, в том числе налет 8 часов 30 мин, что могло повлиять на безопасный исход полета из-за переутомления экипажа.
Фактическая погода за 17:27 – облачность 3 балла кучево-дождевая 1500 м, 10 баллов средняя, верхняя, ветер 300° 9 м/с, видимость 10 км, зарница, тенденция – град, гроза фронтальная, температура воздуха +21°С, давление 711 мм рт.ст.

Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил полетов, выразившиеся в невыполнении требований п.7.6.9 НПП ГА–85, в части установки на эшелоне перехода на барометрических высотомерах давления аэродрома, что привело к столкновению ВС с земной поверхностью.
Катастрофе сопутствовало невыполнение диспетчером круга технологии работы, правил и фразеологии радиообмена в части непринятия от экипажа сообщения о приеме информации АТИС, невыдаче им команды на ее прослушивание и доклад об этом, неполучения от экипажа об установке высотомеров на эшелоне перехода на давление аэродрома.